Евангелие от Фомы

Евангелие от Фомы

 1

        Это тайные слова, которые  сказал Иисус живой и  которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: тот, кто обретает истолкование  этих слов, не вкусит смерти.
        1. Иисус сказал: Пусть тот,  кто ищет, не  перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен,  он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.
        2. Иисус  сказал:  Если те,  которые ведут  вас, говорят  вам: Смотрите, царствие в  небе! -  тогда птицы небесные  опередят вас.
     Если они говорят вам,  что оно - в  море, тогда рыбы опередят  вас.
     Но царствие внутри вас и вне вас.
        3. Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы - дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы  в бедности и вы - бедность.
        4. Иисус сказал: Старый человек в его дни не замедлит  спросить малого ребенка семи дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо  много первых будут последними, и они станут одним.
        5. Иисус  сказал:  Познай то,  что (или  того, кто) перед лицом твоим, и то, что скрыто (или  тот, кто скрыт) от тебя, -  откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным.
        6. Ученики спросили его; они сказали ему: Хочешь ли ты,  чтобы мы   постились,   и   как   нам   молиться,   давать   милостыню  и воздерживаться  в  пище?  Иисус  сказал:  Не  лгите,  и то, что ненавидите, не делайте этого. Ибо все открыто перед небом. Ибо  нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного,  что осталось бы нераскрытым.
        7. Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и  лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и  лев станет человеком.
        8. И он сказал: Человек подобен мудрому рыбаку, который  бросил свою сеть в море. Он вытащил  ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашел  большую (и) хорошую рыбу. Он  выбросил всех малых рыб в море, он  без труда выбрал большую рыбу. Тот,  кто имеет уши слышать, да слышит!
        9. Иисус сказал: Вот, сеятель вышел, он наполнил свою руку, он бросил  (семена).  Но  иные  упали  на  дорогу,  прилетели   птицы, поклевали их. Иные упали на камень,  и не пустили корня в землю,  и  не послали колоса в небо. И иные упали в терния, они заглушили семя, и червь съел их. И иные упали на добрую землю и дали добрый плод  в небо. Это  принесло шестьдесят  мер на  одну и  сто двадцать мер на одну.
        10. Иисус сказал:  Я бросил огонь в  мир, и вот я  охраняю его, пока он не запылает.
        11. Иисус сказал: Это небо прейдет, и то, что над ним, прейдет, и те, которые мертвы, не живы, и те, которые живы, не умрут.
        12. В (те)  дни вы ели  мертвое, вы делали  его живым. Когда  вы окажетесь в свете, что  вы будете делать?  В этот день вы  - одно, вы стали двое. Когда же вы станете двое, что вы будете делать?
        13. Ученики сказали Иисусу: Мы знаем, что ты уйдешь от нас. Кто тот, кто будет большим  над нами? Иисус сказал им: В  том месте, куда вы пришли, вы  пойдете к Иакову справедливому,  из-за которого возникли небо и земля.
        14. Иисус сказал ученикам  своим: Уподобьте меня,  скажите мне, на  кого  я  похож.  Симон  Петр  сказал  ему: Ты похож на ангела справедливого. Матфей сказал  ему: Ты  похож на философа  мудрого.
     Фома сказал  ему:  Господи, мои  уста никак  не примут сказать, на  кого ты похож. Иисус сказал: Я не твой господин, ибо ты выпил,  ты напился  из  источника  кипящего, который  я  измерил. И он взял его, отвел его (и) сказал ему три слова. Когда же Фома пришел к своим товарищам, они спросили его: Что сказал тебе Иисус?
     Фома сказал  им:  Если я  скажу вам  одно из  слов, которые он мне сказал, вы возьмете  камни, бросите (их)  в меня, огонь  выйдет из камней (и) сожжет вас.
        15. Иисус сказал: Если вы поститесь, вы зарождаете в себе грех, и если вы молитесь, вы будете осуждены, и если вы подаете милостыню, вы причиняете зло вашему духу. И если вы приходите в какую-то землю и идете  в селения,  если вас  примут, ешьте  то, что вам выставят. Тех, которые среди  них больны, лечите.  Ибо то, что  войдет в ваши уста, не осквернит вас,  но то, что выходит  из ваших уст, это  вас осквернит.
        16. Иисус сказал: Когда вы  увидите того,  который не  рожден женщиной, падите ниц (и) почитайте его; он - ваш Отец.
        17. Иисус сказал: Может быть, люди думают, что я пришел бросить мир в мир, и они не знают, что я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч, войну. Но пятеро будут в доме: трое будут против двоих и двое против  троих. Отец против  сына и сын  против отца;  и они будут стоять как единственные.
        18. Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то,  чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло  в сердце человека.
        19. Ученики сказали Иисусу:  Скажи нам, каким будет наш  конец.
     Иисус сказал:  Открыли ли вы  начало, чтобы искать  конец? Ибо  в месте, где начало,  там будет конец. Блажен тот, кто  будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.
        20. Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник.
        21. Если  вы у  меня ученики (и) слушаете  мои слова, эти камни будут служить вам.
        22. Ибо  есть у  вас пять  деревьев в  раю, которые неподвижны и летом и  зимой, и  их листья  не опадают.  Тот, кто  познает их, не вкусит смерти.
        23. Ученики сказали  Иисусу: Скажи  нам, чему подобно  царствие  небесное.  Он  сказал  им:  Оно  подобно зерну горчичному, самому малому из всех семян. Когда же оно падает на возделанную землю, оно дает большую ветвь (и) становится укрытием для птиц небесных.
        24. Мария  сказала  Иисусу:  На  кого  похожи  твои  ученики? Он сказал: Они  похожи на  детей малых,  которые расположились на поле, им не принадлежащем. Когда придут хозяева поля, они скажут:
     Оставьте нам наше поле.  Они обнажаются перед ними,  чтобы оставить это им и дать им их поле.
       

2      

          25. Поэтому я говорю: Если хозяин дома знает, что приходит вор, он  будет  бодрствовать  до  тех  пор,  пока  он не придет, и он не позволит ему проникнуть в дом царствия его, чтобы унести его  вещи.
     Вы  же  бодрствуйте  перед  миром, препояшьте ваши чресла с большой силой, чтобы разбойники не нашли пути пройти к вам. Ибо нужное, что вы ожидаете, будет найдено.
        26. Да был бы среди вас знающий человек! Когда плод созрел, он  пришел поспешно, - его серп в руке его, - (и) он убрал его. Тот,  кто имеет уши слышать, да слышит!
        27. Иисус  увидел младенцев,  которые сосали  молоко. Он  сказал ученикам своим: Эти  младенцы, которые сосут молоко,  подобны тем, которые входят  в царствие. Они сказали  ему:  Что же,  если мы - младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда  вы сделаете внутреннюю сторону  как внешнюю сторону, и внешнюю сторону,  как внутреннюю, и верхнюю  сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним,  чтобы мужчина  не  был  мужчиной  и  женщина  не  была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, и образ вместо образа, - тогда вы войдете в [царствие].
        28. Иисус  сказал:  Я выберу  вас одного  на тысячу  и двоих на десять тысяч, и они будут стоять как одно.
        29. Ученики  его сказали: Покажи  нам место,  где ты,  ибо нам необходимо найти его. Он сказал им: Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то - тьма.
        30. Иисус сказал: Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его как зеницу ока твоего.
        31. Иисус сказал: Сучок в глазе брата твоего ты видишь,  бревна же в твоем  глазе ты не  видишь. Когда ты  вынешь бревно из  твоего глаза, тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего.
        32. Если вы не поститесь от мира, вы не найдете царствия. Если  не делаете субботу субботой, вы не увидите Отца.
        33. Иисус сказал: Я встал посреди мира, и я явился им во плоти. Я нашел всех их пьяными, я не нашел никого из них жаждущим,  и душа моя опечалилась за детей человеческих. Ибо они слепы в сердце своем и они не видят, что они приходят в мир пустыми; они ищут снова уйти из мира пустыми. Но теперь они пьяны. Когда они отвергнут свое вино, тогда они покаются.
        34. Иисус сказал: Если  плоть произошла ради духа, это  - чудо. Если же дух ради тела, это - чудо из чудес. Но я, я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности.
        35. Иисус сказал: Там, где три бога, там боги. Там, где два или один, я с ним.
        36. Иисус сказал: Нет пророка,  принятого в своем  селении. Не лечит врач тех, которые знают его.
        37. Иисус сказал: Город,  построенный  на  высокой   горе, укрепленный, не может пасть, и он не может быть тайным.
        38. Иисус сказал: То, что ты услышишь твоим ухом, возвещай  это другому уху с ваших кровель. Ибо никто не зажигает светильника  (и) не ставит его под сосуд и никто не ставит его в тайное  место, но ставит его на  подставку для светильника,  чтобы все, кто  входит и выходит, видели его свет.
        39. Если слепой ведет слепого, оба падают в яму.
        40. Иисус сказал: Невозможно, чтобы кто-то вошел в дом сильного и взял  его силой,  если он  не свяжет  его руки.  Тогда (лишь)  он разграбит дом его.
        41. Иисус сказал: Не заботьтесь с утра до вечера и с вечера  до утра о том, что вы наденете на себя.
        42. Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в  какой день мы  увидим тебя? Иисус  сказал:  Когда вы  обнажитесь и  не застыдитесь  и  возьмете  ваши  одежды,  положите  их  у ваших ног, подобно детям малым, растопчете  их, тогда [вы увидите]  сына того, кто жив, и вы не будете бояться.
        43. Иисус сказал:  Много  раз  вы  желали  слышать эти слова, которые я  вам говорю,  и у  вас нет  другого, от  кого (вы можете) слышать их.  Наступят дни  - вы  будете искать  меня, вы не найдете меня.
        44. Иисус сказал: Фарисеи и книжники взяли ключи от знания. Они спрятали их и не позволили  тем, которые хотят войти. Вы  же будьте мудры, как змии, и чисты, как голуби.
        45. Иисус сказал: Виноградная лоза  была посажена без  Отца, и она не укрепилась. Ее выкорчуют, (или) она погибнет.
        46. Иисус сказал: Тот, кто  имеет в своей руке, - ему дадут; и тот, у кого нет, то малое, что имеет, - у него возьмут.
        47. Иисус сказал: Будьте прохожими.
        48. Ученики  сказали ему: Кто  ты, который  говоришь нам это?
     (Иисус сказал им): Из того, что я вам говорю, вы не узнаете, кто я? Но вы стали как иудеи, ибо они любят дерево (и) ненавидят его плод, они любят плод (и) ненавидят дерево.
        49. Иисус сказал:  Тот,  кто  высказал  хулу  на  Отца, - ему простится,  и  тот,  кто  высказал  хулу  на  Сына, - ему простится. Но тот, кто высказал хулу на Духа святого, - ему не простится ни  на земле, ни на небе.
        50. Иисус  сказал:  Не  собирают  винограда с терновника  и не пожинают  смокв  с  верблюжьих  колючек.  Они не дают плода. Добрый человек выносит  доброе из  своего сокровища. Злой человек выносит плохое из своего дурного сокровища, которое  в его сердце, (и) он говорит плохое, ибо из избытка сердца он выносит плохое.
        51. Иисус сказал: От Адама  до Иоанна Крестителя  из рожденных женами нет выше Иоанна Крестителя. Но я сказал: Тот из  вас, кто станет малым, познает царствие и будет выше Иоанна.
        52. Иисус сказал:  Невозможно  человеку сесть на двух коней, натянуть два лука, и невозможно рабу служить двум господам: или он будет почитать одного и другому он будет грубить. Ни один  человек, который пьет старое вино, тотчас не стремится выпить вино  молодое. И не наливают молодое вино в старые мехи, дабы они не  разорвались, и не наливают старое вино в новые мехи, дабы они не испортили его. Не накладывают старую заплату на новую одежду, ибо произойдет
     разрыв.
        53. Иисус сказал: Если двое в мире друг с другом в одном и  том же доме, они скажут горе: Переместись! - и она переместится.
        54. Иисус сказал:  Блаженны единственные  и избранные,  ибо вы войдете в царствие, ибо вы от него (и) вы снова туда возвратитесь.
       

3   55. Иисус сказал:  Если вам говорят:  Откуда вы произошли? - скажите им: Мы  пришли от света, от  места, где свет произошел  от самого себя. Он  [вошел] в их  образ. Если вам  говорят: Кто  вы? - скажите:  Мы  его  дети,  и  мы  избранные  Отца живого. Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? - скажите им:  Это движение и покой.
        56. Ученики его сказали ему: В какой день наступит  покой тех, которые мертвы? И в какой день новый мир приходит? Он сказал им: Тот (мир), который вы ожидаете, пришел, но вы не познали его.
        57. Ученики  его   сказали  ему: Двадцать  четыре  пророка высказались в Израиле, и все они сказали о тебе. Он сказал им:  Вы оставили того, кто жив перед вами, и вы сказали о тех, кто мертв.
        58. Ученики  его сказали  ему:  Обрезание полезно  или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в  матери обрезанными. Но истинное обрезание в духе обнаружило полную пользу.
        59. Иисус сказал: Блаженны бедные, ибо ваше - царствие небесное.
        60. Иисус сказал: Тот,  кто не возненавидел своего отца  и свою мать, не  сможет быть  моим учеником,  и тот,  кто не  возненавидел своих братьев  и сестер  и не  понес свой  крест, как  я, не станет достойным меня.
        61. Иисус сказал: Тот, кто  познал мир, нашел труп, и тот,  кто нашел труп - мир недостоин его.
        62. Иисус сказал: Царствие Отца  подобно человеку, у  которого [хорошие] семена.  Его враг  пришел ночью,  высеял плевел  вместе с хорошими  семенами.  Человек  не  позволил  им (служителям) вырвать плевел. Он сказал  им: Не приходите, что бы вырывая  плевел, вы не вырвали пшеницу вместе с ним! Ибо в день жатвы  плевелы появятся,
     их вырвут и их сожгут.
        63. Иисус сказал: Блажен человек, который потрудился: он нашел жизнь.
        64. Иисус сказал: Посмотрите на того, кто жив, пока вы  живете, дабы вы не  умерли, - ищите увидеть  его! И  вы не сможете  увидеть самаритянина, который несет ягненка (и) входит в иудею. Он сказал ученикам своим: (Почему) он с  ягненком? Они сказали ему:  Чтобы убить его и съесть его. Он сказал им: Пока он жив, он его не съест, но (только) если он убивает его, (и) он (ягненок) становится трупом. Они сказали: Иначе он не сможет ударить. Он сказал им:  Вы также ищите себе место в покое, дабы вы не стали трупом и вас не съели.
        65. Иисус  сказал:  Двое будут  отдыхать на  ложе: один умрет, другой будет жить. Саломея сказала: Кто ты, человек, и чей ты (сын)? Ты взошел на мое ложе, и ты поел за моим столом. Иисус сказал ей:
     Я  тот,  который  произошел  от  того,  который  равен;  мне дано принадлежащее моему  Отцу. (Саломея сказала:) Я твоя ученица.
     (Иисус сказал ей:) Поэтому я говорю следующее: Когда он  станет пустым, он наполнится светом,  но, когда он станет  разделенным, он наполнится тьмой.
        66. Иисус сказал: Я говорю мои тайны... тайна. То, что  твоя правая рука будет делать, - пусть твоя левая рука не знает того, что она делает.
        67. Иисус сказал: Был человек  богатый, у которого  было много добра. Он сказал: Я  использую мое добро, чтобы засеять,  собрать, насадить, наполнить мои амбары плодами, дабы не нуждаться ни в чем. Вот о чем он думал в сердце своем. И в ту же ночь он умер. Тот, кто имеет уши, да слышит.
        68. Иисус сказал: У человека были гости, и, когда он приготовил ужин, он послал своего раба, чтобы он пригласил гостей. Он пошел  к первому, он сказал ему:  Мой господин приглашает тебя. Он сказал: У меня деньги для торговцев, они придут ко мне вечером, я пойду (и) дам им распоряжение: Я  отказываюсь от ужина. Он пошел  к другому, он сказал  ему:  Мой господин  пригласил тебя.  Он сказал  ему: Я купил дом, и меня просят днем. У меня не будет времени. Он пошел  к
другому.  Он сказал  ему: Мой  господин приглашает тебя.  Он сказал ему: Мой друг будет праздновать свадьбу, и я буду устраивать ужин. Я не смогу прийти.  Я отказываюсь от ужина.  Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Я  купил деревню, я пойду собирать доход.  Я не смогу прийти. Я отказываюсь. Раб  пришел, он  сказал  своему  господину: Те, кого ты пригласил на ужин, отказались. Господин сказал своему рабу: Пойди на дороги, кого  найдешь,  приведи  их,  чтобы  они  поужинали.  Покупатели  и торговцы не войдут в места моего отца.
        69. Он сказал: У доброго  человека был виноградник; он отдал его работникам, чтобы они обработали его и чтобы он получил его плод от  них.  Он  послал  своего  раба,  чтобы  работники дали ему плод виноградника. Те схватили раба, они избили его, еще немного - и они убили  бы  его.  Раб  пришел,  он  рассказал  своему господину. Его господин сказал: Может  быть они  его не  узнали. Он  послал другого  раба. Работники побили этого. Тогда  хозяин послал своего  сына. Он сказал: может быть, они постыдятся моего  сына. Эти работники, когда  узнали, что он наследник виноградника,  схватили его, они  убили его. Тот,  кто имеет уши, да слышит!
        70. Иисус  сказал:  Покажи   мне  камень,  который   строители отбросили! Он - краеугольный камень.
        71. Иисус сказал: Тот, кто  знает все, нуждаясь  в самом себе, нуждается во всем.
        72. Иисус  сказал:  Блаженны вы,  когда вас  ненавидят (и)  вас преследуют. И не найдут места там, где вас преследовали.
        73. Иисус  сказал:  Блаженны  те,  которых  преследовали  в их сердце; это те, которые познали Отца в истине. Блаженны  голодные, потому что чрево того, кто желает, будет насыщено.
        74. Иисус  сказал:  Когда вы  рождаете это  в себе,  то, что вы имеете, спасет вас. Если вы не имеете этого в себе, то, что  вы не имеете в себе, умертвит вас.
        75. Иисус  сказал:  Я  разрушу  [этот] дом, и нет  никого, кто сможет построить его [еще раз].
        76. [Некий человек сказал] ему: Скажите моим братьям, чтобы они разделили вещи моего отца со мной.  Он сказал ему: О человек,  кто сделал меня тем, кто делит? Он повернулся к своим ученикам, сказал им: Да не стану я тем, кто делит!
        77. Иисус сказал: Жатва обильна, работников же мало. Просите же господина, чтобы он послал работников на жатву.
        78. Он сказал: Господи, много вокруг источника, но нет никого в источнике.
        79. Иисус сказал: Многие стоят  перед дверью, но  единственные те, которые войдут в брачный чертог.
        80. Иисус  сказал:  Царствие  Отца  подобно торговцу, имеющему товары,  который  нашел  жемчужину.  Этот  торговец  - мудрый: он продал товары (и) купил себе  одну жемчужину. Вы также -  ищите его сокровище,  которое  не  гибнет,  которое  остается  там,  куда  не проникает моль, чтобы съесть, и (где) не губит червь.
       

4

     81. Иисус  сказал:  Я - свет, который  на всех.  Я - все: все вышло из  меня и  все вернулось  ко мне.  Разруби дерево,  я там; подними камень, и ты найдешь меня там.
        82. Иисус  сказал:  Почему  вы  вышли  в  поле? Чтобы  видеть тростник, колеблемый  ветром, и  видеть человека,  носящего на себе мягкие одежды? [Смотрите, ваши] цари и ваши знатные люди - это они носят на себе мягкие одежды и они не смогут познать истину!
        83. Женщина  в  толпе  сказала  ему:  Блаженно  чрево, которое выносило тебя, и  [груди], которые вскормили  тебя. Он сказал  ей: блаженны те, которые услышали слово Отца (и) сохранили его в истине. Ибо придут дни, вы скажете: Блаженно чрево, которое не  зачало, и груди, которые не дали молока.
        84. Иисус  сказал: Кто познал мир, нашел тело, но тот, кто нашел тело, мир недостоин его.
        85. Иисус  сказал: Тот, кто сделался богатым, пусть царствует, и тот, у кого сила, пусть откажется.
        86. Иисус  сказал: Тот, кто  вблизи меня,  вблизи огня,  и кто вдали от меня, вдали от царствия.
        87. Иисус  сказал: Образы являются  человеку, и  свет, который  в них, скрыт. В образе света Отца он (свет) откроется, и его  образ скрыт из-за его света.
        88. Иисус сказал: Когда  вы видите ваше подобие, вы  радуетесь. Но когда вы видите ваши  образы, которые произошли до вас, - они не умирают и не являются - сколь великое вы перенесете.
        89. Иисус сказал: Адам произошел  от большой силы  и большого богатства, и он недостоин вас. Ибо ... смерти.
        90. Иисус  сказал:  [Лисицы  имеют  свои норы], и птицы  имеют [свои] гнезда, а Сын человека не имеет места, чтобы преклонить свою голову (и) отдохнуть.
        91. Иисус сказал: Несчастное  тело, которое зависит от тела,  и несчастна душа, которая зависит от них обоих.
        92. Иисус сказал: Ангелы приходят к вам и пророки, и они  дадут вам то, что ваше,  и вы также дайте  им то, что в  ваших руках, (и) скажите  себе:  В  какой  день  они  приходят  (и)  берут то, что принадлежит им?
        93. Иисус сказал: Почему вы моете внутри чаши (и) не  понимаете того, что тот,  кто сделал внутреннюю  часть, сделал также  внешнюю часть?
        94. Иисус сказал: Придите ко мне, ибо иго мое - благо и  власть моя кротка, и вы найдете покой себе.
        95. Они сказали  ему: Скажи  нам, кто ты,  чтобы мы поверили  в тебя. Он сказал им: Вы испытываете лицо неба и земли; и того, кто перед вами, - вы не познали его; и это время - вы не знаете,  (как) испытать его.
        96. Иисус сказал: Ищите и  вы найдете, но те (вещи), о  которых вы спросили меня в  те дни, - я не  сказал вам тогда. Теперь  я хочу сказать их, и вы не ищите их.
        97. Не давайте  того, что свято,  собакам, чтобы они  не бросили это в  навоз. Не  бросайте жемчуга  свиньям, чтобы  они не  сделали  это ...
        98. Иисус [сказал]: Тот, кто ищет, найдет, [и тот, кто стучит], ему откроют.
        99. [Иисус сказал:] Если у вас есть деньги, не давайте в рост, но дайте ... от кого вы не возьмете их.
        100. Иисус  [сказал:  Царствие] Отца  подобно женщине,  которая взяла немного закваски, [положила] это в тесто (и) разделила это  в большие хлебы. Кто имеет уши, да слышит!
        101. Иисус  сказал:  Царствие [Отца]  подобно женщине,  которая несет сосуд, полный муки,(и) идет удаляющейся дорогой. Ручка сосуда разбилась, мука рассыпалась по дороге. Она не знала (об этом),  она не поняла,  (как)действовать. Когда  она достигла  своего дома, она поставила сосуд на землю и нашла его пустым.
        102. Иисус  сказал:  Царствие  Отца подобно  человеку, который хочет  убить  сильного  человека.  Он  извлек  меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил сильного.
        103. Ученики  сказали  ему:  Твои  братья  и  твоя  мать стоят снаружи. Он сказал им:  Те, которые здесь, которые исполняют  волю моего  Отца, -  мои  братья  и  моя  мать.  Они те, которые войдут в царствие моего Отца.
        104. Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати. Он сказал им: Дайте Цезарю то,  что принадлежит Цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то,  что мое, дайте это мне!
        105. Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, как я, не может быть моим [учеником], и тот, кто не возлюбил своего [отца  и] свою мать, как  я, не может  быть моим [учеником].  Ибо моя мать... но поистине она дала мне жизнь.
        106. Иисус  сказал:  Горе  им,  фарисеям! Ибо они похожи  на собаку, которая спит на кормушке быков. Ибо она и не ест и не  дает есть быкам.
        107. Иисус  сказал:  Блажен  человек, который знает, [в  какую пору]  приходят  разбойники,  так  что  он  встанет,  соберет...  и  препояшет свои чресла, прежде чем они придут.
        108. Они сказали [ему]: Пойдем помолимся сегодня и  попостимся. Иисус сказал: Каков  же грех,  который я  совершил или которому я поддался? Но когда жених  выйдет из чертога брачного, тогда  пусть они постятся и пусть молятся!
        109. Иисус сказал: Тот,  кто познает отца и мать, -  его назовут сыном блудницы.
        110. Иисус  сказал:  Когда вы  сделаете двух  одним, вы станете Сыном  человека,  и,   если  вы  скажете   горе:  Сдвинься,  она переместится.
        111. Иисус  сказал:  Царствие подобно  пастуху, у  которого сто овец. Одна из них, самая большая, заблудилась. Он оставил девяносто девять (и) стал искать одну, пока  не нашего ее. После того, как он потрудился, он  сказал овце: Я  люблю тебя  больше, чем девяносто девять.
        112. Иисус сказал: Тот, кто напился из моих уст, станет, как я. Я также, я стану им, и тайное откроется ему.
        113. Царствие  подобно  человеку,  который  имеет  на своем поле тайное тайное сокровище, не зная о нем. И [он не нашел до того, как] умер, он оставил его  своему [сыну]. Сын не  знал; он получил  это поле (и)  продал его.  И тот,  кто купил  его, пришел, раскопал (и) [нашел] сокровище. Он начал давать деньги под проценты [тем,  кому] он хотел.
        114. Иисус сказал: Тот,  кто нашел мир (и) стал  богатым, пусть откажется от мира!
        115. Иисус сказал: Небеса, как и земля, свернутся перед вами, и тот, кто живой от живого, не увидит смерти. Ибо (?) Иисус сказал: Тот, кто нашел самого себя, - мир недостоин его.
        116. Иисус сказал: Горе той  плоти, которая зависит  от души; горе той душе, которая зависит от плоти.

5
        117. Ученики его сказали ему: В какой день царствие приходит?  (Иисус сказал): Оно не  приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! - или: Вот,  там! - Но царствие Отца  распространяется по земле, и люди не видят его.
        118. Симон  Петр  сказал  им:  Пусть  Мария уйдет  от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направляю  ее, дабы сделать мужчиной, чтобы она также стала духом живым,  подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной,  войдет в царствие небесное. Евангелие от Фомы.

Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое - братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие - не хороши, и плохие - не плохи, и жизнь - не жизнь, и смерть - не смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от начала. Но те, кто выше мира; - неразорванные, вечные.

 

Единственное имя не произносится в мире - имя, которое Отец дал Сыну. Оно превыше всего. Это - имя Отца. Ибо Сын не стал бы Отцом, если бы он не облачился во Имя Отца. Те, кто обладает этим именем, постигают его, но не произносят его. Те же, кто не обладает им, не постигают его. Но истина породила имена в мире из-за того, что нельзя познать ее без имен. Истина едина, она является множеством, и [так] ради нас, чтобы научить нас этому единству посредством любви через множество.

 

Иисус овладел ими всеми тайно. Ибо он не открылся таким, каким он был [воистину]. Но он открылся так, как [можно было] видеть его. Так [им всем] он открылся: он [открылся] великим - как великий, он открылся малым - как малый, он [открылся] ангелам - как ангел и людям - как человек. Поэтому его Логос скрыт от каждого. Некоторые видели его, думая, что видят самих себя.

 

Невозможно, чтобы некто видел что-либо из вечного, если он не станет подобным этому. В истине не так, как с человеком, который в мире: этот видит солнце, хотя он не солнце, и он видит небо, землю и другие предметы, не будучи всем этим. Но ты увидел нечто в том месте - ты стал им. Ты увидел Дух - ты стал Духом. Ты увидел Христа - ты стал Христом. Ты увидел [Отца - ты] станешь Отцом. Поэтому [в этом месте] ты видишь каждую вещь и [ты не видишь] себя одного. Видишь же ты себя в том [месте]. Ибо [ты станешь} тем, что ты видишь.

 

Вера получает, любовь дает. [Никто не сможет получить] без веры, никто не сможет дать без любви. Поэтому, чтобы получить, мы верим, а чтобы воистину дать, [мы любим]. Ибо, если некто дает без любви, нет ему пользы от того, что он дал.

 

Жемчужина, если она брошена в грязь, не станет более презираемой, и, если ее натрут бальзамом, она не станет более ценной. Но она всегда ценна для ее обладателя. Подобным образом сыновья Бога, где бы они ни были, они всегда имеют ценность для их Отца.

 

Раб только ищет [путь] быть свободным, но он не ищет имущества своего господина. Сын же - не только сын, но он присваивает себе [и] наследство отца.

 

Те, кто наследует мертвое, мертвы сами, и они наследуют мертвое. Те, кто наследует живое - живы, и они наследуют живое и мертвое. Мертвые не наследуют ничего. Ибо как мог бы наследовать мертвый? Если мертвый наследует живое, он не умрет. Но тот, кто мертвый, будет жить более!

 

Язычник не умирает, ибо он никогда не жил, чтобы он мог умереть. Тот, кто поверил в истину, начал жить, и он подвергается опасности умереть, ибо он живет.

 

Господь сказал: Блажен тот, кто существует до того, как он появился. Ибо тот, кто существует, был и будет.

 

Среди духов нечистых существуют мужские, существуют женские. Мужские - это те, что соединяются с душами, обитающими в форме женщины, а женские - те, что объединены с теми, которые в форме мужчины из-за того, что она отделена. И никто не сможет убежать от них, когда они овладевают им, если только не обретает он силы мужчины и женщины, то есть жениха и невесты. Ее же получают в чертоге брачном в образе. Когда женщины глупые видят мужчину, сидящего в одиночестве, они бросаются на него, резвятся с ним, оскверняют его. Подобным образом, если мужчины глупые видят женщину, сидящую в одиночестве, красивую, они убеждают ее, насилуют ее, желая ее осквернить. Но если они видят мужа и его жену, сидящих рядом, женщины не могут войти к мужчине и мужчины не могут войти к женщине. Так же бывает, если образ и ангел соединяются друг с другом, и никто не может осмелиться войти к мужчине или к женщине. Тот, кто вышел из мира, не может более быть схвачен, как бывший в мире. Он являет, что он выше страсти... страха. Он - господин [природы], он - избраннее ревности. Если [видят такого], его схватывают, его бьют. И как сможет он убежать от этих [желаний и] страха? Как сможет он [спрятаться от них?] Бывает [часто], некоторые [приходят, говорят:] Мы верующие - дабы [уйти] от духов нечистых и демонов. Ибо если бы был у них Дух святой, дух нечистый не прилепился бы к ним.

 

Не бойся плоти и не люби ее. Если ты боишься ее, она будет господствовать над тобой. Если ты полюбишь ее, она поглотит тебя, она подавит тебя.

 

 

 

 

6

Или в мире, или в воскресении, или в местах середины - да не оказаться мне в них! В этом мире есть и хорошее, есть и плохое. То, что в нем хорошее - не хорошее, и то, что в нем плохое - не плохое. Но есть плохое за этим миром, что воистину плохо, что называют серединой. Это - смерть. Пока мы в этом мире, нам следует приобрести себе воскресение, чтобы, если

мы снимем с себя плоть, мы оказались бы в покое и не бродили в середине. Ибо многие сбиваются с пути. Ибо хорошо уйти из мира прежде, чем человек сотворит грех.

 

Есть одни - и не желают, и не могут. Другие же, если желают, нет им пользы, ибо они не сделали. Ибо то, что они желают, делает их грешниками. Но нежелание - справедливость скроет их обоих: и отсутствие желания, и отсутствие дела.

 

То, что есть у отца, принадлежит сыну, и сыну, пока он мал, не доверяют того, что принадлежит ему. Когда он становится человеком, его отец дает ему все то, что принадлежит ему.


Тот, кто не получил еще Господа - еще еврей.

 

Бог - пожиратель людей. Поэтому ему [принесен в жертву] человек. До того как приносили в жертву человека, приносили в жертву животных. Ибо то были не боги - те, кому приносили в жертву.

 

Осел, ходя вокруг жернова, сделал сто миль, шагая. Когда его отвязали, он находился все на том же месте. Есть люди, которые много ходят и никуда не продвигаются. Когда вечер настал для них, они не увидели ни города, ни села, ни творения, ни природы, ни силы, ни ангела. Напрасно несчастные трудились.

 

Евхаристия - это Иисус, ибо его называют по-сирийски Фарисатха, то есть тот, кто распространился. Действительно, Иисус пришел, распяв на кресте мир.

 

София, которая называется бесплодной - мать ангелов. И спутница [Сына - это Мария] Магдалина. [Господь любил Марию] более [всех] учеников, и он [часто] лобзал ее [уста]. Остальные [ученики, видя] его [любящим] Марию, сказали ему: Почему ты любишь ее более всех нас? Спаситель ответил им, он сказал им: Почему не люблю я вас, как ее?

 

Слепой и тот, кто видит, когда оба они во тьме, они не отличаются друг от друга. Если приходит свет, тогда зрячий увидит свет, а тот, кто слеп, останется во тьме.

 

Если некто опускается в воду, выходит оттуда, ничего не получив, [и] говорит: Я - христианин - он взял имя в долг. Но если он получил Дух святой, он имеет в качестве дара имя. Тот, кто получил дар, у него не отбирают его, тот же, кто получил [его] в качестве долга, его лишают его.

 

Подобным образом [истинное бракосочетание]: если некто в таинстве, таинстве брака, он - велик, ибо [без него] не будет мира. Ибо основа [мира - человек], основа же [человека - это брак]. Познайте [общение] неоскверненное, ибо оно обладает [великой] силой. Его образ существует в оскверненной форме.

 

Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах. Он не получит ее по-другому. Есть возрождение и образ возрождения. Следует воистину возродить их через образ. Каково воскресение? И образ через образ - следует, чтобы он воскрес. Брачный чертог и образ через образ - следует, чтобы они вошли в истину, которая - восстановление. Это следует тем, которые не только приобретают имя Отца, и Сына, и Духа святого, но приобретают их для самих себя. Если некто не приобрел их для себя, имя также будет отнято у него. Итак, их получают в помазании полноты силы [креста], что апостолы назвали правым и левым. Ибо сей более не христианин, но он - Христос.

 

Если ты говоришь: Я - иудей - никто не двинется. Если ты говоришь: Я - римлянин - никто не встревожится. Если ты говоришь: Я - эллин, варвар, раб, свободный - никто не вздрогнет. Если ты [говоришь]: Я - христианин - [все] содрогнутся. если бы я смог [получить] такой знак, который [архонты] были бы не в состоянии перенести - это имя!

 

Те, которые заблуждаются - те, которых породил Дух, и они заблуждаются из-за него. Поэтому одним и тем же Духом огонь зажигается и гаснет.

 

Когда Ева была в Адаме, не было смерти. После того, как она отделилась [от него], появилась смерть. Если она снова войдет в него и он ее примет, смерти больше не будет.


Боже мой, Боже мой, для чего, Господи, ты меня оставил? - Он сказал это на кресте. Ибо он отделил от этого места... что было порождено... от Бога. [Господь восстал] из мертвых. [Он явился таким, каким] он был. Но [тело его] было совершенным. [Ибо у него была] плоть. Но эта [плоть - плоть] истинная.  [Наша же плоть - ] не истинная, но [мы обладаем] образом истинной.



 

 

 

 

7

Чертог брачный - не [для} животных и не для рабов и женщин оскверненных. Но он для мужей свободных и дев.


Благодаря Духу святому мы порождены. Но возрождены мы Христом в обоих. Мы помазаны в Духе. Когда мы родились, мы соединились.

 

Итак, женщина соединяется со своим мужем в чертоге брачном. Ибо те, кто соединился в чертоге брачном, более не будут разделены.  Потому Ева отделилась от Адама - ибо она не соединилась с ним в чертоге [брачном].

 

Те, кто облекся совершенным светом, их не видят силы и не могут схватить их.  Но облекутся светом в тайне, в соединении.

 

Те, кто говорит, что умрут сначала и воскреснут - заблуждаются. Если не получают сначала воскресения, будучи еще живыми, [то], когда умирают, не получают ничего. Также подобным образом говорят о крещении: говорят, что велико крещение, ибо, если принимают его, будут живыми.

 

Этот мир - пожиратель трупов. Все, что в нем поедается - также [ненавистно] . Истина - пожиратель жизни. [Поэтому] никто из тех, кто вскормлен [в истине, не сможет] умереть. Иисус пришел из того места, и он принес пищу [оттуда]. И тем, кто хотел, он дал жизнь, чтобы они не умерли.

 

Лошадь порождает лошадь, человек порождает человека, бог порождает бога.

 

Не всем тем, кто всем обладает, положено познать себя. Однако те, кто не познает себя, не будут наслаждаться тем, чем они обладают. Но лишь те, кто познал себя, будут наслаждаться этим.

 

Совершенный человек не только не сможет быть схваченным, но не сможет он быть и увиденным. Ибо, если он будет увиден, его схватят. Иным способом никто не сможет приобрести себе эту благодать, кроме как если он облечется совершенным светом и [станет сам] совершенным светом. [После того, как облечется им], он войдет [в свет]. Таков есть [свет] совершенный.

 

Человек святой свят весь, вплоть до тела его. Ибо, если он получил хлеб, он освятит его, или чашу, или другое все, что он получил - он очищает это. И как не очистит он также тела? Тот, кто обладает знанием истины - свободен. Свободный не творит греха, ибо тот, кто творит грех - раб греха. Мать - это истина, а знание – согласие. Тех, кому не дано творить Грех, мир называет свободными. Знание истины возвышает сердце тех, кому не дано творить грех. Это делает их свободными и делает их выше всего. Но любовь созидает. Итак, тот, кто стал свободным из-за знания - из-за любви раб тех, кто еще не смог подняться до свободы знания. И знание делает их способными, [ибо оно побуждает их] стать свободными. Любовь ничего [не берет]. Как [возьмет она что бы то ни было? Все] принадлежит ей. Она не говорит: [Это - мое - ] или: Это - мое, [но она говорит: Это] - твое.

 

Любовь духовная - это вино и миро. Наслаждаются этим все те, кто будет помазан этим. Наслаждаются также [и] те, кто стоит вне их, пока стоят те, кто помазан. Если те, кто помазан помазанием, удаляются [и] уходят, те, кто не помазан, когда они только стоят вне их, пребывают снова в своем зловонии. Самаритянин ничего не дал раненому, кроме вина и масла. Это - не что иное, как помазание. Он излечил раны, ибо любовь покрывает множество грехов.

 

Те, кого породит женщина, подобны тому, кого она любит. Если это ее муж, они подобны ее мужу. Если это любовник, они подобны любовнику Часто, если женщина спит со своим мужем по необходимости, а сердце ее с любовником, с которым она соединяется, тех, кого она породила, она порождает подобными любовнику. Но вы, которые пребываете с сыном Бога, не связывайтесь с миром, но связывайтесь Господом, дабы те, кого вы породите, не были подобны миру, но были бы подобны Господу.


Человек соединяется с человеком, лошадь соединяется с лошадью, осел соединяется с ослом. Роды соединяются с такими же родами. Подобным образом дух соединяется с духом, и Логос [сочетается] с Логосом, [и свет] сочетается [со светом. Если ты] станешь человеком, [человек] возлюбит [тебя] Если ты станешь [духом], дух соединится с тобой. Если ты станешь Логосом, Логос соединится с тобой. Если [ты] станешь светом, свет будет сочетаться с тобой. Если ты станешь теми, которые принадлежат вышине, те, которые принадлежат вышине, будут покоиться на тебе. Если ты станешь лошадью, или ослом, или теленком, или собакой, или овцой, или любым другим животным, тем, кто наверху и внизу - ты не сможешь быть любим ни человеком, ни духом, ни Логосом, ни светом, ни теми, которые принадлежат вышине, ни теми, которые принадлежат внутренности. Они не будут покоиться в тебе, и ты не имеешь части в них.


Тот, кто раб против своей воли - он сможет быть свободным. Но тот, кто стал свободным по милости своего господина и сам отдал себя в рабство - он более не сможет быть свободным.

 

Хозяйство мира - из четырех видов, в хранилище их содержат: из воды, земли, воздуха и света. И хозяйство Бога подобно этому из четырех: из веры, надежды, любви и знания. Наша земля - это вера, в которую мы пустили корень, вода - это надежда, которой [мы] питаемся, воздух - это любовь, благодаря [которой] мы растем, а свет - [это] знание, [благодаря] которому мы созреваем.

 

 

8

Хозяин в домах нажил всякое: и детей, и рабов, и скотину, и собак, и свиней, и пшеницу, и ячмень, и солому, и траву, и [кости], и мясо, и желуди. Но он мудрый, и он познал пищу каждого: перед детьми он положил хлеб [и оливковое масло и мясо], перед рабами он положил [клещевинное масло и] пшеницу, и скоту [он бросил ячмень], и солому, и траву. Собакам он бросил кости, [а свиньям он] бросил желуди и крошки [?] хлеба. Так и ученик Бога. Если он мудрый, он постигает ученичество. Формы телесные не введут его в обман, но он посмотрит на состояние души каждого [ и] заговорят с ним. Есть много животных в мире, имеющих форму человека. Когда он познает их, свиньям он бросит желуди, скотине он бросит ячмень, и солому, и траву, собакам он бросит кости, рабам он даст всходы, детям он даст совершенное.

 

Никто [не сможет] узнать, в какой [день мужчина] и женщина сочетаются друг с другом, кроме них самих. Ибо брак мира - это тайна для тех, кто взял женщину. Если брак оскверненный скрыт, насколько более брак неоскверненный - тайна истинная? Он - не плотский, но чистый, он принадлежит не желанию, но воле. Он принадлежит не тьме и ночи, но принадлежит он дню и свету. Брак, если он обнажен, становится развратом, и невеста, не только если ее познает другой мужчина, но даже если она покидает ложе свое и ее видят - развращена. Да знает она только отца своего и мать свою, и друга жениха, и детей чертога брачного. Дано им проникать всякий день в чертог брачный. Но другие - да пожелают они лишь слышать голос ее [и] наслаждаться благовонием ее! И да насытятся они, как собаки, крохами, которые падают со стола. Женихи и невесты принадлежат чертогу брачному. Никто не сможет видеть жениха и невесту, если он [не] станет таковым.

 

Когда Авраам... чтобы увидеть то, что он должен был увидеть, [он совершил обрезание] крайней плоти, показав [нам], что следует погубить плоть... мир. Насколько их... и живы. [Если они были] открыты, они умерли по [примеру] человека открытого. [Пока] внутренности человека скрыты, человек жив. Если внутренности его являются [и] выходят наружу, человек умрет. Так и с деревом. Пока корень его скрыт, оно цветет [и] растет, если корень его является, дерево сохнет. Так и с каждым порождением в мире не только с открытым, но и с сокрытым. Ибо, пока корень зла скрыт, оно сильно. Но если оно познано, оно распускается, и, если оно открылось, оно погибло. Поэтому Логос говорит: Уже топор утвержден у корня деревьев. Он не рассечет - то, что будет рассечено, снова разрастается, но топор врезается вглубь, пока не вырвет корня. И Иисус уничтожил корень всего места, а другие частично. Мы же - да врезается каждый из нас в корень зла, которое в нем, и вырывает [его] до корня его в своем сердце. Но оно будет вырвано, когда мы познаем его. Но если мы в неведении о нем, оно укореняется в нас и производит свои плоды в нашем сердце. Оно господствует над нами, мы - рабы ему. Оно пленяет нас, чтобы мы делали то, чего мы [не желаем], [и] то, что мы желаем, мы бы [не] делали. [Оно] могущественно, ибо мы не познали его. Пока [оно существует], оно действует. Незнание есть мать [дурного для нас}, незнание служит [смерти]. Те, кто происходит от [незнания], и не существовали, и [не существуют], и не будут существовать. [Те же, кто пребывает в истине], пополнятся совершенства, когда вся истина откроется. Ибо истина подобна незнанию: сокрытая, она покоится в самой себе, но, когда она открывается [и] познается, ее прославляют. Насколько могущественнее она незнания и заблуждения! Она дает свободу. Логос сказал: Если вы познаете истину, истина сделает вас свободными. Незнание - это рабство. Знание - это свобода. Если мы познаем истину, мы найдем плоды истины в нас самих. Если мы соединимся с ней, она воспримет нашу плерому.

 

Если некто становится сыном чертога брачного, он получит свет. Если некто не получил его в этих местах, он не сможет получить его в том месте. Того, кто получил свет сей, не увидят и не смогут схватить. И никто не сможет мучить такого [человека], даже если он обитает в мире, а также когда он уходит из мира. Он уже получил истину в образах. Мир стал эоном, ибо эон для него - плерома. И он таков: он открыт ему одному, он не скрыт в зле и ночи, но скрыт в дне совершенном и свете священном.

 



Hosted by uCoz